Чтобы правильно сформировать представление о пассивном ребенке надо образно его противопоставить импульсивному ребенку. Как правило, пассивные дети, это спокойные дети, не нарушающие дисциплины, не выделяющиеся, они соблюдают правила поведения, ответственно выполняют поручения взрослого. Казалось бы, послушный ребёнок, что тут плохого, но за пассивностью может стоять такая проблема, как отсутствие интереса к окружающему, отсутствие самостоятельной деятельности.
Подобные дети в дальнейшем испытывают некоторые неудобства в обществе. Это не говорит о том, что им ничего не интересно узнавать. Порой они могут быть не по годам умны. Они довольно быстро могут принимать для себя важную информацию, но при этом свои знания не могут правильно применить.
Пассивные дети редко разговаривают, в общении с взрослым чуть слышно, они участвуют в играх и занятиях, но без интереса, создавая таким образом свой собственный мир. Отражается пассивность на ребенке пагубным образом, так как ребенок скован, ему сложно включиться в новую деятельность и проявить себя.
Есть и большие сложности в общении: они не дают обратную связь взрослому, никогда не возражают, не высказывают своего мнения. Внимание пассивного ребёнка сосредоточенно на взрослом и он ждёт его руководства. Впоследствии, покорность, делает ребёнка зависимым от взрослого, и даже если у него появится желание проявить себя, он этого не сделает, так как не уверен в себе. Пассивный ребенок нуждается в формировании интереса к окружающему, стремления к самостоятельности, чтобы через положительный опыт, через свои старания, он увидел себя и осмыслил свои возможности. Помочь ребенку может психолого-педагогической коррекция, основная цель которой, формирование у ребёнка самостоятельной мотивации в разных видах деятельности.